Коммунальные услуги для населения

1.Где можно ознакомиться с тарифами на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2024 год?

2. Из чего складывается размер платежа?

 3.Что входит в плату за коммунальные услуги?

 4.Какие меры предпринимаются государством в целях ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги?

 5.Какое ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги принято в Республике Татарстан?

 6.Можно ли превышать установленные Правительством РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Республике Татарстан?

 7.Как можно самостоятельно проверить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям?

 8.Как работает калькулятор коммунальных платежей на сайтах ФАС России и Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам?

 9.Какой орган исполнительной власти в Республике Татарстан осуществляет контроль за правильностью начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги?

 10.Какой орган исполнительной власти осуществляет контроль за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги?

 11.Должна ли организация представлять информацию о своей деятельности по запросу потребителей?

 

Ответы:

1.Где можно ознакомиться с тарифами на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2024 год?

Тарифы на коммунальные услуги для жителей Республики Татарстан на 2024 год размещены на сайте Госкомитета: kt.tatarstan.ru в разделе «Деятельность» > «Тарифы» > «Тарифы 2024» > «Тарифы для населения», а также на Едином информационном портале «Открытый Татарстан»

 2.Из чего складывается размер платежа?

 В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации размер платежа граждан за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для конкретной ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, необходимо разделять понятия «тариф на коммунальный ресурс» и «плата за коммунальную услугу», предъявляемая гражданам исполнителем коммунальных услуг.

 3.Что входит в плату за коммунальные услуги?

Для всех категорий пользователей жилыми помещениями Жилищным кодексом Российской Федерации установлено единое содержание понятия «плата за коммунальные услуги». Так, согласно п.4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами).

 4.Какие меры предпринимаются государством в целях ограничения роста платежей населения за коммунальные услуги?

 Ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации введено ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством утверждения:

1) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ (далее – индексы);

2) предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее – предельные индексы) в муниципальных образованиях.

Указанное ограничение позволяет исключить случаи резкого роста платы граждан за коммунальные услуги и является механизмом для принятия сбалансированных решений в сфере регулирования тарифов ресурсоснабжающих организаций, установления нормативов потребления коммунальных услуг населением и бюджетного планирования при одновременном обеспечении инвестиционной привлекательности отрасли. Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услугив Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400.

Индекс в среднем по Республике Татарстан ежегодно устанавливается Правительством РФ и определяет максимально допустимое увеличение совокупной выручки по всем коммунальным услугам, предоставляемым в республике. Служит основанием для утверждения Раисом Республики Татарстан предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Татарстан.

Предельный индекс – это максимальный рост платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Татарстан с наиболее невыгодным для потребителя (с точки зрения прироста платы) набором коммунальных услуг. При этом преимущественно для большей части потребителей муниципального образования рост платы граждан за коммунальные услуги может составлять величину меньшую от утвержденного предельного индекса.

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину индекса. Изменение платы граждан рассчитывается при сопоставимом наборе и объеме коммунальных услуг.

Федеральное законодательство по данному вопросу.

Региональное законодательство по данному вопросу.

 5.Какое ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги принято в Республике Татарстан?

Индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги регулирует рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги: платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами. Изменение платы граждан рассчитывается при сопоставимом наборе и объеме коммунальных услуг. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2023 г.
№ 3147-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2024 – 2028 годы. Средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Республике Татарстан составит:
с 1 января 2024 года – 0%, с 1 июля 2024 года – 10,8%. Предельно допустимое отклонение: с 1 января 2024 года – 0%, с 1 июля 2024 года – 4,9%. Таким образом, по отдельным муниципальным образованиям предельный индекс может составлять 15,7%.

Для муниципальных образований Республики Татарстан предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2024 год утверждены Указом Раиса Республики Татарстан от 14 декабря 2023 года № 867
«О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Татарстан на 2024-2028 годы».

Утверждение предельных индексов с учетом предельно допустимого отклонения в размере 15,7% обусловлено следующими факторами:

1. Пересмотр понижающих коэффициентов, применяемых к тарифам на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, с 0,7649 до 0,806.

2. Учет расходов ресурсоснабжающих организаций на эксплуатацию новых объектов коммунальной инфраструктуры, построенных в рамках реализации республиканских и федеральных программ.

3. Решение точечных вопросов финансово - хозяйственной деятельности организаций холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения.

 6.Можно ли превышать установленные Правительством РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Республике Татарстан?

Изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям Республике Татарстан не может превышать индекс по республике, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Однако в отдельных муниципальных образованиях максимальное изменение платы может превышать установленные на федеральном уровне ограничения, то есть предельные индексы в муниципальных образованиях могут быть установлены в размере выше индекса по республике. Установление предельного индекса по муниципальному образованию с превышением среднего индекса по республике более чем на величину предельно допустимого отклонения возможно только при наличии официального решения представительного органа муниципального образования. Решение принимается в форме согласования или отказа в согласовании проекта Указа Раиса Республики Татарстан об утверждении предельных индексов. Основаниями для установления по муниципальному образованию предельных индексов с превышением среднего индекса по РТ более чем на величину предельно допустимого отклонения
(п.46 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400) могут являться:

а) осуществление регулируемыми организациями затрат на реализацию мероприятий, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования и направленных на качественное и бесперебойное обеспечение электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения новых объектов капитального строительства, на повышение энергетической эффективности и технического уровня объектов, входящих в состав систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения;

б) соблюдение (установление) долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенного (планируемого к заключению) концессионного соглашения;

в) реализация инвестиционных программ регулируемых организаций, в т.ч. с использованием средств Фонда национального благосостояния.

Раис Республики Татарстан на основании решения, принятого представительным органом муниципального образования:

а) принимает решение об утверждении предельного индекса в размере, определенном проектом Указа Раиса Республики Татарстан об установлении предельного индекса, - в случае его согласования;

б) утверждает предельный индекс в размере, не превышающем индекса по республике более чем на величину предельно допустимого отклонения, - в случае отказа в согласовании проекта Раиса Республики Татарстан об установлении предельного индекса.

 7.Как можно самостоятельно проверить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям?

 В разделе «Обращения и прием граждан» размещен «Калькулятор коммунальных платежей» - информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям. Изменение платы граждан рассчитывается при сопоставимом наборе и объеме коммунальных услуг в каждом месяце текущего года по отношению к размеру платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года.

 8.Как работает калькулятор коммунальных платежей на сайтах ФАС России и Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам?

Инструмент «Калькулятор коммунальных услуг» разработан ФАС России и размещен на ее официальном сайте (http://eias.fas.gov.ru/calc_ku/map/)в целях проверки значения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги по муниципальному образованию, утверждённого высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. Данный инструмент предназначен для примерного расчета изменения платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (как индивидуальных, так и общедомовых), а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, применяемых для начисления платы за коммунальные услуги.

Согласно пункту 4 Основ формирования индексов предельные индексы применяются исходя из неизменности и порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

Результаты расчета калькулятора носят информационный характер и не являются платежным документом. В случае расхождения данных заявитель вправе самостоятельно обращаться в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан для получения информации об установленных тарифах, правильности их применения для конкретных регулируемых организаций и информации об установленных нормативах потребления коммунальных услуг.

 9.Какой орган исполнительной власти в Республике Татарстан осуществляет контроль за правильностью начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги?

Контроль за соблюдением установленного порядка начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги, а так же за применением в расчетах объемов потребления услуг в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 №1068, осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.

 10.Какой орган исполнительной власти осуществляет контроль за соблюдением требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги?

В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011
№ 1068, контроль за соблюдением требований к ограничению изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Республике Татарстан осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан.

 11.Должна ли организация представлять информацию о своей деятельности по запросу потребителей?

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации  от 26 января 2023г. № 108 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», от 26 января 2023г. № 109 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами», от 26 января 2023г. №110 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения» предоставление информации на основании письменного запроса заинтересованного лица, в том числе поступившего в электронном виде, осуществляется в течение 30 дней со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес заинтересованного лица почтового отправления с уведомлением о вручении, либо выдачи лично заинтересованному лицу по месту нахождения регулируемой организации, либо путем направления ответа на указанный им адрес электронной почты.

Раскрытая организациями информация в разрезе регулируемых услуг размещена на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в разделе Раскрытие информации.


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International