Обращение с твердыми коммунальными отходами

Вопросы:

 

1.Какие тарифы в сфере ТКО подлежат регулированию?

2. С кем заключать договорные отношения юридическим лицам: с операторами в сфере обращения с ТКО или региональными операторами в сфере обращения с ТКО?

3. Регулируются ли тарифы на транспортирование отходов и необходимо ли заключение договоров отдельно на указанную услугу?

4. Может ли быть при начислении услуги в сфере обращения с ТКО применен иной тариф отличный от установленного Госкомитетом?

5. Где можно увидеть значения утвержденных единых тарифов на услуги региональных операторов?

6. Почему с появлением региональных операторов произошло увеличение стоимости услуги в сфере обращения с ТКО?

7. Каким нормативным правовым актом установлены нормативы накопления?

8. Как производиться начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?

9. К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие деятельность в области обращения с ТКО?

10 Какие мероприятия должны быть предусмотрены в инвестиционной программе? Какое ведомство утверждает инвестиционные программы в Республике Татарстан?

Ответы:

1. Какие тарифы в сфере ТКО подлежат регулированию?

В соответствии с п.4 ст. 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;

тариф на обработку ТКО;

тариф на обезвреживание ТКО;

тариф на захоронение ТКО;

тариф на энергетическую утилизацию.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию  и накопление твердых коммунальных отходов.

2. С кем заключать договорные отношения юридическим лицам: с операторами в сфере обращения с ТКО или региональными операторами в сфере обращения с ТКО?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в сфере обращения с ТКО определены следующие понятия:

оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;

региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Таким образом договорные отношения у юридических лиц возможны только с региональным оператором.

3. Регулируются ли тарифы на транспортирование отходов и необходимо ли заключение договоров отдельно на указанную услугу?

Согласно ст. 88 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 №1638/16:

 расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими сбор и транспортирование ТКО.

Таким образом тарифы на транспортирование отходов отдельно не устанавливаются, при этом расходы на транспортирование ТКО включаются в состав расходов региональных операторов.

Заключение договоров отдельно на транспортирование твердых коммунальных отходов не предусмотрены.

4. Может ли быть при начислении услуги в сфере обращения с ТКО применен иной тариф отличный от установленного Госкомитетом?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов регулирования относится утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО, а также установлено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО  осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Таким образом в силу вышеуказанных норм региональный оператор в области обращения с ТКО может применять меньшую цену от установленного тарифа.

5. Где можно увидеть значения утвержденных единых тарифов на услуги региональных операторов?

 Предельные единые тарифы для региональных операторов на 2023 год утверждены постановлениями Госкомитета от 18.11.2022 № 649-33/тко-2022 и от 18.11.2022 № 650-34/тко-2022 в следующих размерах:

Западная зона (ООО «УК «ПЖКХ»):

- с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года – 528,44 руб./куб.м (с НДС);

Восточная зона (ООО «Гринта»):

- с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года – 528,47 руб./куб.м. (с НДС).

Предельные единые тарифы для региональных операторов на 2024 год утверждены постановлениями Госкомитета от 15.12.2023 № 718-43/тко-2023 и от 15.12.2023 № 717-42/тко-2023 в следующих размерах:

Западная зона (ООО «УК «ПЖКХ»):

- с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года – 528,44 руб./куб.м. (с НДС);

- с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года – 549,58 руб./куб.м (с НДС) рост на 4 % к уровню 2 полугодия 2023 года;

Восточная зона (ООО «Гринта»):

- с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года – 528,47 руб./куб.м (с НДС);

- с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года – 549,55 руб./куб.м. (с НДС) рост на 4% к уровню 2 полугодия 2023 года.

6. Почему с появлением региональных операторов произошло увеличение стоимости услуги в сфере обращения с ТКО?

Увеличение после появления на рынке данного вида услуг региональных операторов связано с:

охватом услуги по обращению с ТКО всех сельских поселений республики (увеличение объема в среднем на 50%), соответственно, увеличением затрат на захоронение и обработку ТКО и увеличением транспортных расходов (в среднем на 13%);

появлением платы за НВОС;

возникновением собственных расходов региональных операторов;

ликвидация перекрестного субсидирования между группами потребителей, ранее совокупная стоимость сбора, вывоза и захоронения ТКО у промышленных предприятий доходила до 1500 руб/куб.м. в настоящее время тариф установлен единый для всех групп потребителей.

7. Каким нормативным правовым актом установлены нормативы накопления?

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 № 922
«Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан».

 

№ п/п

Наименования объектов образования твердых коммунальных отходов

Единица измерения

Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов

(за исключением крупногабаритных отходов)

Норматив накопления крупногабаритных отходов

куб. метров

кг

средняя плотность, кг/куб. метр

куб. метров

кг

средняя плотность, кг/куб. метр

 1. Домовладения

 1.1

 Многоквартирные дома

1 проживающий

1,94

205

106

0,42

71

170

 1.2

 Индивидуальные жилые дома

1 проживающий

2,09

270

129

0,47

79

170

Итоговые значения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам

1 проживающий

2,02

238

118

0,44

75

170

 

Консультации по значению нормативов накопления можно получить в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

 

8. Как производиться начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?

Согласно Правилам коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505, коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется по факту.

Таким образом, в части юридических лиц оплата по факту возможна независимо от внедрения раздельного накопления сортированных отходов. При этом контейнерная площадка должна принадлежать образователю отходов и должна быть оборудована в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039.

9. К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие деятельность в области обращения с ТКО?

Перечень информации, подлежащей свободному доступу в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 № 109 «О стандартах раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Региональными операторами и операторами в сфере обращения с ТКО подлежит раскрытию на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в сети Интернет следующая информация:

а) об организации (общая информация);

б) о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами (в случае если организация осуществляет регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - предельные тарифы, регулируемые виды деятельности);

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации в части регулируемых видов деятельности, а также в отношении деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов за отчетный год;

г) об инвестиционных программах организации в области обращения с твердыми коммунальными отходами и отчетах об их реализации (в части регулируемых видов деятельности);

д) об условиях, на которых осуществляется оказание услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

е) о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, работ и услуг, необходимых организации для осуществления регулируемых видов деятельности;

ж) о предложении организации об установлении предельных тарифов (в случае если организация осуществляет регулируемые виды деятельности).

Раскрытая организациями информация в разрезе регулируемых услуг размещена в разделе «Раскрытие информации».

10. Какие мероприятия должны быть предусмотрены в инвестиционной программе? Какое ведомство утверждает инвестиционные программы в Республике Татарстан?

Инвестиционные программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами включают в себя мероприятия по строительству, реконструкции объектов, реализуемые регулируемой организацией или нерегулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ»).

Ответственное ведомство по утверждению инвестиционной программы - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International