Тепловая энергия

Вопросы:

 

1. Где можно ознакомиться с тарифами на тепловую энергию для потребителей Республики Татарстан на 2024 год?

2.На основании, каких нормативных правовых актов устанавливаются тарифы на тепловую энергию?

3.Как передаются объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности?

4.В каких случаях тарифы на тепловую энергию не подлежат государственному регулированию?

5.В какие сроки регулируемая организация должна уведомить орган регулирования о заключении договора теплоснабжения (поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя) по ценам, определяемым соглашением сторон?

6. Обязаны ли раскрывать информацию теплоснабжающие организации, которые ушли на дерегулирование, то есть перешли к договорам поставки тепловой энергии, по ценам определяемым соглашением сторон такого договора и представляют ли отчетность в орган регулирования?

7. Какие виды цен на тепловую энергию (мощность), теплоноситель не подлежат регулированию?

8. Какой перечень документов предусмотрен для обращения организаций в Госкомитет за утверждением нормативов технологических потерь тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива и нормативов запасов топлива?

9. Какие мероприятия должны быть предусмотрены в инвестиционной программе? Какое ведомство утверждает инвестиционные программы в Республике Татарстан?

10. Какие изменения внесены в Правила организации теплоснабжения?

11. Как принимается в необходимой валовой выручке расходы по статье «Арендная плата»

 

Ответы:

1.Где можно ознакомиться с тарифами на тепловую энергию для потребителей Республики Татарстан на 2024 год?

Тарифы на тепловую энергию и соответствующие постановления Госкомитета размещены на сайте Госкомитета: http://kt.tatarstan.ru/, в разделе «Деятельность» > «Тарифы» > «Тарифы 2024».

2. На основании, каких нормативных правовых актов устанавливаются тарифы на тепловую энергию?

Тарифы на тепловую энергию устанавливаются Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам отдельно для каждого поставщика данной услуги в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm), с главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm) и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013
№ 760-э
 (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm).

 

3.Как передаются объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности?

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»(http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm) передача объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение или пользование возможна только по договорам аренды или по концессионным соглашениям, которые могут быть заключены только на конкурсной основе, в порядке предусмотренном, отраслевым и антимонопольным законодательством.

Согласно требованиям указанного законодательства органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют в случаях, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях, согласование значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера) и метода регулирования тарифов.

Кроме того, согласно законодательству в сфере теплоснабжения и Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» согласование метода регулирования тарифов, значений долгосрочных параметров регулирования осуществляется на стадии подготовки конкурсной документации.

Порядок согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов определен разделами IХ, IX(1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г. № 1075 (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm).

Таким образом, передача прав на объекты теплоснабжения без соблюдения указанных процедур, является нарушением законодательства.

 

4.В каких случаях тарифы на тепловую энергию не подлежат государственному регулированию?

В соответствии с пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования) (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm), с 1 января 2019 г. не подлежат государственному регулированию цены (тарифы) на производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 тыс. Гкал., за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Следовательно, организации, которые соответствуют критериям, определенным пунктом 5(1) Основ ценообразования, с 1 января 2019 г. осуществляют поставку тепловой энергии по ценам, определенным соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

 

5.В какие сроки регулируемая организация должна уведомить орган регулирования о заключении договора теплоснабжения (поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя) по ценам, определяемым соглашением сторон?

В соответствии с пунктом 13(1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (http://kt.tatarstan.ru/rus/normativnie-dokumenti-3389697.htm), регулируемая организация, заключившая договор теплоснабжения и (или) договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон в случаях, предусмотренных пунктами 5(1) и 5(2) Основ ценообразования, в течение 10 календарных дней с даты заключения договора обязана уведомить об этом орган регулирования с указанием объемов тепловой энергии и (или) теплоносителя (с указанием вида и параметров теплоносителя), которые подлежат реализации в соответствии с таким договором, и даты начала исполнения обязательств по указанному договору

 

6.Обязаны ли раскрывать информацию теплоснабжающие организации, которые ушли на дерегулирование, то есть перешли к договорам поставки тепловой энергии, по ценам определяемым соглашением сторон такого договора и представляют ли отчетность в орган регулирования?

Дерегулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством в сфере теплоснабжения, не предусматривает отмены обязанности раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, предусмотренной частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закона № 190-ФЗ).

Таким образом, при заключении договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным по соглашению сторон таких договоров, необходимо раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 № 110.

Приказом Росстата от 23.12.2016 № 848 (далее – Приказ № 848) утверждена форма федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей».

В соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом № 848, по форме № 46-ТЭ отчитываются юридические лица –  теплоснабжающие  и теплосетевые организации, единые теплоснабжающие организации, индивидуальные предприниматели - граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, дифференцированно по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, в случае наличия такой дифференциации.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

На основании вышеизложенного, организации, соответствующие указанным определениям, установленным Федеральным законом № 190-ФЗ, обязаны передавать отчетность по форме № 46-ТЭ в системе ФАС России.

ФАС России отмечает, что переход на дерегулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не предусматривает отмены обязанности по передаче отчетности по форме № 46-ТЭ.

 Организации, перешедшие на дерегулирование, не представляют следующие отчеты:

         - калькуляция расходов организации за предыдущий отчетный период - «Калькуляция расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии»;

         - информация о фактически сложившихся ценах и объёмах потребления топлива (ежеквартальная) код отчёта: WARM.TOPL.Q.YEAR.

7. Какие виды цен на тепловую энергию (мощность), теплоноситель не подлежат регулированию?

В соответствии с пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), с 1 января 2019 г. не подлежат государственному регулированию цены (тарифы) на производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 тыс. Гкал., за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Таким образом, для указанных организаций дата отмены тарифного регулирования определена Правительством Российской Федерации с 1 января 2019 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 №126).

Учитывая изложенное, организации, которые соответствуют критериям, определенным пунктом 5(5) Основ ценообразования, с 1 января 2019 г. осуществляют поставку тепловой энергии по ценам, определенным оглашением

сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Обращаем внимание, что ранее принятые тарифные решения на долгосрочный период регулирования, установленные для организации, которая с 2019 года переходит не нерегулируемые договорные отношения, не подлежат пересмотру, отмене, но могут не применяться теплоснабжающими организациями, так как в соответствии с п.2.2. статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию.

8. Какой перечень документов предусмотрен для обращения организаций в Госкомитет за утверждением нормативов технологических потерь тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива и нормативов запасов топлива?

Утверждение нормативов технологических потерь тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива и нормативов запасов топлива отнесено к государственным услугам. Процедура и перечень необходимых материалов предусмотрены Административными регламентами их оказания.

С Административными регламентами можно ознакомиться на сайте Госкомитета: http://kt.tatarstan.ru/, в разделе «Деятельность» > «Тарифная кампания» > «Тарифная кампания 2024» > «На тепловую энергию» > «Технологический аудит» > «Административные регламенты».

9. Какие мероприятия должны быть предусмотрены в инвестиционной программе? Какое ведомство утверждает инвестиционные программы в Республике Татарстан?

Инвестиционные программы в сфере теплоснабжения включают в себя  мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Ответственное ведомство по утверждению инвестиционной программы – Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

10. Какие изменения внесены в правила организации теплоснабжения?

В Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены следующие изменения в критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям:

  1. Дополняются пунктами 56 (1) и 56 (2) следующего содержания:

56(1). Отнесение собственников или иных законных владельцев тепловых сетей и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, к теплосетевым организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 562 настоящих Правил, либо в совокупности следующим критериям на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов):

а) владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев тепловыми сетями, используемыми для оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения и (или) водопроводными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной системы теплоснабжения составляет:

для гг. Москвы и Санкт-Петербурга, в границах которых она расположена, не менее 10 километров в 2-трубном исчислении;

для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения 1 млн. человек и более не менее 7 километров в 2-трубном исчислении;

для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек не менее 3 километров в 2-трубном исчислении;

для поселений, городских округов, в границах которых расположена данная система теплоснабжения и (или) водопроводная сеть, с суммарной численностью населения от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек не менее 1 километра в 2-трубном исчислении;

для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения менее 250 тыс. человек не менее 500 метров в 2-трубном исчислении;

б) доля присоединенной тепловой нагрузки собственных теплопотребляющих установок не превышает 20 процентов общей тепловой нагрузки, присоединенной к принадлежащим им на праве собственности и (или) на ином законном основании тепловым сетям;

в) наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования;

г) наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

56(2). Теплосетевыми организациями признаются организации, соответствующие одному из следующих критериев:

а) теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены настоящими Правилами;

б) организация, заключившая концессионное соглашение, объектом которых являются тепловые сети, в части тепловых сетей, переданных во владение и пользование по концессионному соглашению. Если такая организация является собственником или иным законным владельцем иных тепловых сетей, то в части иных тепловых сетей такая организация признается теплосетевой организацией при ее соответствии критериям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 561 настоящих Правил;

в) юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственником или иным законным владельцем тепловых сетей, посредством которых в системе теплоснабжения обеспечивается передача более 50 процентов присоединенных тепловых нагрузок для указанной системы теплоснабжения.

2. В Правилах регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 44, ст. 6022; 2014, N 48, ст. 6865; 2015, N 8, ст. 1167; 2018, N 4, ст. 626; N 42, ст. 6472; 2019, N 10, ст. 976):

а) пункт 6 дополнить абзацами следующего содержания:

"Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, предусмотренным Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - критерии отнесения к теплосетевым организациям), не устанавливаются.

Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к теплосетевым организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования с 1 сентября 2022 г.

В постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»

Постановлением Правительством Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2602 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075»  внесены следующие изменения, в том числе:

  1. Пункт 43:
  • Расходы на амортизацию для расчета тарифов определяются, равном сумме стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов.
  • При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования  срок полезного использования активов и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования с максимальными сроками полезного использования.
  • Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования, в случае если суммы переоценки являются источниками инвестиционной программы.
  • Амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской, не учитывается для целей тарифного регулирования за исключением, если данные средства являются источниками реализации мероприятии по  инвестиционной программе.

2. Пункт 51:

Пересмотр тарифов и (или) долгосрочных параметров осуществляется органом регулирования по заявлению регулируемой организации при наличии любого из следующих оснований:

  • вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов;
  • решение или предписание федерального органа регулирования тарифов, предусматривающее необходимость пересмотра тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов
  • решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;
  • решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организации, у которой в течение текущего периода регулирования произошло изменение состава имущества (приобретение, реализация, создание ОС более чем на 30% от первоначальной балансовой стоимости основных средств, изменены условия концессионного соглашения в части значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера);
  • решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с освобождением или возложением обязанности организации по уплате НДС, а также в связи с изменением ставки налога;
  • решение об установлении единых тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ЕТО потребителям, теплоснабжающим организациям, приобретающим в целях компенсации потерь тепловой энергии, прочим теплоснабжающим организациям, тарифов на теплоноситель, единой теплоснабжающей организации в случае изменения зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации в соответствии с утвержденной (актуализированной) схемой теплоснабжения, а также в отношении регулируемой организации, утратившей в течение периода регулирования статус единой теплоснабжающей организации.

Подробная информация размещена на сайте Госкомитета (http:// kt.tatarstan.ru) в разделе «Документы» - «Нормативные документы» - «Федеральное законодательство» - «Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения».

11. Как принимается в необходимой валовой выручке расходы по статье «Арендная плата»

При определении расходов по статье затрат «Арендная плата» правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов, используемых для осуществления регулируемой деятельности, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством. 

Расходы на аренду недвижимого имущества по договорам, заключенным на срок более года, могут быть учтены только в случае регистрации таких договоров в установленном порядке.

Общий принцип расчета расходов на аренду состоит в том, что экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг.

Вместе с тем амортизация, включаемая в состав затрат на арендную плату, рассчитывается в соответствии с положениями Основ ценообразования в соответствующей сфере регулирования и принятыми в соответствии с этими Основами Методическими указаниями, предусматривающими правила расчета затрат по статье «Амортизация».

 


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International