Обращение с твердыми коммунальными отходами

Вопросы:

 

1. Какие тарифы в сфере ТКО подлежат регулированию?

2. Чем отличаются операторы в сфере обращения с ТКО от региональных операторов в сфере обращения с ТКО?

3. Регулируются ли тарифы на транспортирование отходов?

4. Может ли быть при начислении услуги в сфере обращения с ТКО применен иной тариф отличный от установленного Госкомитетом?

5. Где можно увидеть значения утвержденных единых тарифов на услуги региональных операторов?

6. Почему с появлением региональных операторов произошло увеличение стоимости услуги в сфере обращения с ТКО?

7. Каким нормативным правовым актом установлены нормативы накопления?

8. Как производится начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?

9. К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие деятельность в области обращения с ТКО?

10. Что необходимо предоставить гражданам для перерасчета услуги обращение с ТКО при уничтожении жилого объекта вследствие пожара?

11. Почему повысились тарифы в сфере обращения с ТКО 2024 году?

Ответы:

1. Какие тарифы в сфере ТКО подлежат регулированию?

В соответствии с п.4 ст. 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с ТКО:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;

тариф на обработку ТКО;

тариф на обезвреживание ТКО;

тариф на захоронение ТКО;

тариф на энергетическую утилизацию.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на утилизацию твердых коммунальных отходов.

2. Чем отличаются операторы в сфере обращения с ТКО от региональных операторов в сфере обращения с ТКО?

Согласно действующему законодательству в сфере обращения с ТКО определены следующие понятия:

оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;

региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Таким образом договорные отношения у конечных потребителей возможны только с региональным оператором.

3. Регулируются ли тарифы на транспортирование отходов?

Расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими сбор и транспортирование ТКО.

Таким образом тарифы на транспортирование отходов отдельно не устанавливаются, при этом расходы на транспортирование ТКО включаются в состав расходов региональных операторов.

4. Может ли быть при начислении услуги в сфере обращения с ТКО применен иной тариф отличный от установленного Госкомитетом?

В соответствии с законом об отходах производства и потребления к полномочиям органов регулирования относится утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО, а также установлено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Таким образом в силу вышеуказанных норм региональный оператор в области обращения с ТКО может применять меньшую цену от установленного тарифа.

5. Где можно увидеть значения утвержденных единых тарифов на услуги региональных операторов?

Предельные единые тарифы для региональных операторов на 2023 год утверждены постановлениями Госкомитета от 18.11.2022 № 649-33/тко-2022 и  от 18.11.2022 № 650-34/тко-2022 в следующих размерах:

Западная зона (ООО «УК «ПЖКХ»):

- с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года – 528,44 руб./куб.м (с НДС);

Восточная зона (ООО «Гринта»):

- с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года – 528,47 руб./куб.м. (с НДС).

Предельные единые тарифы для региональных операторов на 2024 год утверждены постановлениями Госкомитета от 15.12.2023 № 718-43/тко-2023 и от 15.12.2023 № 717-42/тко-2023 в следующих размерах:

Западная зона (ООО «УК «ПЖКХ»):

- с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года – 528,44 руб./куб.м. (с НДС);

- с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года – 549,58 руб./куб.м (с НДС) рост на 4 % к уровню 2 полугодия 2023 года;

Восточная зона (ООО «Гринта»):

- с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года – 528,47 руб./куб.м (с НДС);

- с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года – 549,55 руб./куб.м. (с НДС) рост на 4% к уровню 2 полугодия 2023 года.

6. Почему с появлением региональных операторов произошло увеличение стоимости услуги в сфере обращения с ТКО?

Увеличение после появления на рынке данного вида услуг региональных операторов связано с:

охватом услуги по обращению с ТКО всех сельских поселений республики (увеличение объема в среднем на 50%), соответственно, увеличением затрат на захоронение и обработку ТКО и увеличением транспортных расходов (в среднем на 13%);

появлением платы за НВОС;

возникновением собственных расходов региональных операторов;

нормативы накопления, установленные постановлением КМ РТ от 12.12.2016 №922, выше ранее применяемых, установленных ОМС (например: Казань: 1,75 куб.м./чел. ранее установленный ОМС для МКД, сейчас действует 2,36 куб.м./чел. рост 35%, в сельской местности нормативы были установлены еще ниже 1,1 куб.м./чел.);

ликвидация перекрестного субсидирования между группами потребителей, ранее совокупная стоимость сбора, вывоза и захоронения ТКО у промышленных предприятий доходила до 1500 руб/куб.м. в настоящее время тариф установлен единый для всех групп потребителей.

7. Каким нормативным правовым актом установлены нормативы накопления?

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 № 922 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан».

N п/п

Наименования объектов образования твердых коммунальных отходов

Единица измерения

Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов (за исключением крупногабаритных отходов)

Норматив накопления крупногабаритных отходов

куб. метров

кг

средняя плотность, кг/куб. метр

куб. метров

кг

средняя плотность, кг/куб. метр

 1. Домовладения

 1.1

 Многоквартирные дома

1 проживающий

1,94

205

106

0,42

71

170

 1.2

 Индивидуальные жилые дома

1 проживающий

2,09

270

129

0,47

79

170

 Итоговые значения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам

1 проживающий

2,02

238

118

0,44

75

170

Консультацию по значению нормативов накопления можно получить в Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

8. Как производится начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?

Единые тарифы для региональных операторов согласно требованиям федерального законодательства установлены из расчета руб/куб.м., далее при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, единые тарифы будут переведены в руб/чел., исходя из установленных нормативов накопления ТКО.

При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, будет определяется на основании объемов вывезенных контейнеров (то есть по факту).

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Необходимо отметить, что нормы постановления №354 применительны только в части населения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: в части населения оплата по факту возможна только при внедрении раздельного накопления сортированных отходов, в остальных случаях применим только нормативный расчет.

9. К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие деятельность в области обращения с ТКО?

Перечень информации, подлежащей свободному доступу в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 № 109 «О стандартах раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Региональными операторами и операторами в сфере обращения с ТКО подлежит раскрытию на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в сети Интернет следующая информация:

а) об организации (общая информация);

б) о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами (в случае если организация осуществляет регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - предельные тарифы, регулируемые виды деятельности);

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации в части регулируемых видов деятельности, а также в отношении деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов за отчетный год;

г) об инвестиционных программах организации в области обращения с твердыми коммунальными отходами и отчетах об их реализации (в части регулируемых видов деятельности);

д) об условиях, на которых осуществляется оказание услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

е) о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, работ и услуг, необходимых организации для осуществления регулируемых видов деятельности;

ж) о предложении организации об установлении предельных тарифов (в случае если организация осуществляет регулируемые виды деятельности).

Раскрытая организациями информация в разрезе регулируемых услуг размещена в разделе «Раскрытие информации».

10. Что необходимо предоставить гражданам для перерасчета услуги обращение с ТКО при уничтожении жилого объекта вследствие пожара?

Для осуществления перерасчета услуги за ТКО необходимо предоставить региональному оператору, следующие документы:

- Заявление для перерасчета;

- Справка (заключение), выданная пожарной инспекцией МЧС, с указанием степени повреждения жилого объекта;

- Документы жилищной комиссии о признании жилого объекта непригодным для проживания с указанием даты, где должны быть указаны сведения об основаниях признания жилого объекта непригодным для проживания.

Заявление и документы возможно направить через отделения ЕРЦ – АО «Татэнергосбыт», либо непосредственно напрямую региональному оператору, который оказывает на вашей территории услугу.

Западная зона ООО «УК «ПЖКХ»: главный офис расположен по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Родина, д. 8, оф. 10. Электронная почта: operator@rtro.ru.

Восточная зона ООО «Гринта»: главный офис расположен по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 21, оф. 10. Электронная почта: info@greenta.su.

11. Почему повысились тарифы в сфере обращения с ТКО 2024 году?

В соответствии с подпунктом 4.5.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам» Госкомитет утверждает следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

- тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

- тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

- тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;

- тариф на энергетическую утилизацию.

Тарифы устанавливаются с учетом принципа компенсации регулируемой организацией экономически обоснованных расходов на реализацию производственных программ и обеспечения экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468.

На изменение тарифов повлияли следующие факторы:

  • изменение индекса потребительских цен – согласно Прогнозу социально-экономического развития России, индекс потребительских цен прогнозируется в 2024 году на уровне 7,2%;
  • рост цен на электроэнергию – определен Прогнозом социально-экономического развития в размере 9,1%, что применимо для наземного электрического транспорта;
  • рост цен на горюче-смазочные материалы – с учетом скачка цен на топливо в июле – октябре 2023 года;
  • рост цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
  • повышение заработной платы основного производственного, цехового персонала;
  • перенаправление транспортных потоков твердых коммунальных отходов;
  • закрытие полигонов захоронения твердых коммунальных отходов на рекультивацию;
  • ввод в эксплуатацию новых объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • изменение расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов;
  • изменение обязательных налоговых платежей.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International