Водоснабжение и водоотведение

Вопросы:

1. Сколько литров воды в одном кубическом метре?

2. Какие мероприятия должны быть предусмотрены в инвестиционной программе? Какое ведомство утверждает инвестиционные программы в Республике Татарстан?

3.Каким образом формируется тариф на водоснабжение и водоотведение для юридических лиц?

4.Как формируется тариф на «горячее водоснабжение»?

5.К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение?

6.Как передаются объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности?

7.Могут ли тарифы на водоснабжение и водоотведение для юридических лиц быть отличными от тарифов, установленных для населения?

8.Где можно ознакомиться с действующими тарифами в сфере водоснабжения, водоотведения на 2024 год? 

9 «Критерии отнесения организаций, осуществляющих транспортировку воды и сточных вод, к транзитным организациям»

10 Какой перечень документов предусмотрен для обращения организаций в Госкомитет за установлением норматива потерь воды?.

Ответы:

1. Сколько литров воды в одном кубическом метре?

Ежемесячно каждая семья следит за потреблением холодной и горячей воды, расчет ведется в кубических метрах на человека. Нелишним будет знать, сколько литров воды в 1 кубе, что пригодится для более экономного расходования этого ценного ресурса и учета его потребления на разные нужды.

Литр воды весит 1 кг, т.к. ее плотность составляет 1 г/мл (или 1 кг/л), соответственно 1 кубический метр равен 1000 литрам.

Формула перевода объема куба в литры крайне проста V (л) = 1000 * V (м³)

Для пересчета литров в кубические метры действовать надо наоборот.

Один литр – это тысячная доля куба (1 л = 0,001 м³).

Чтобы получить объем воды, выраженный в кубометрах, надо умножить число, указанное в литрах, на одну тысячную.

Где на счетчике можно увидеть литры

Данные о расходе воды подается в кубических метрах. Модели счетчиков могут различаться, но по стандарту эти цифры указаны на табло слева от запятой. Справа от запятой (или после запятой) указаны литры, эта дробная часть выделена красным цветом.

 

Как потратить 1 кубометр воды:

· год поливать 10 комнатных цветов среднего размера;

· 10-15 раз постирать одежду в машине-автомате;

· 5-7 раз провести генеральную уборку 3-комнатной квартиры;

· 25 раз принять теплый душ;

· 1-2 раза наполнить детский надувной бассейн размером 3*2*1м;

· 5 раз принять лечебную ванну с травами и солью;

1-2 раза помыть легковой автомобиль.

2. Какие мероприятия должны быть предусмотрены в инвестиционной программе? Какое ведомство утверждает инвестиционные программы в Республике Татарстан?

Инвестиционные программы в сфере горячего/холодного водоснабжения и (или) водоотведения включают в себя мероприятия по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения (постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г.  №  641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»).

Ответственное ведомство по утверждению инвестиционной программы - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

3.Каким образом формируется тариф на водоснабжение и водоотведение для юридических лиц?

Формирование тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии со следующими  нормативными правовыми актами:

- Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», «Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета», «Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения»);

- Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №1746-э;

- Регламентом утверждения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 №1154-э.

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объемов реализации услуг и величины необходимой валовой выручки (экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемого вида деятельности), рассчитанной одним из следующих методов:

1) метод экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ;

2) метод индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги;

3) метод доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками;

4) метод сравнения аналогов. Применяется при установлении тарифов на транспортировку холодной воды, транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей холодного водоснабжения и (или) водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Расчет производится исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации.

В республике в основном применяется три метода: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации и метод сравнения аналогов.

 

4.Как формируется тариф на «горячее водоснабжение»?

Горячая вода – это вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.

Особенности установления тарифов на горячую воду определены разделом XI Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1549) (далее – Основы ценообразования).

Согласно пункту 88 Основ ценообразования высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать решение об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории субъекта Российской Федерации. Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Распоряжением Президента Республики Татарстан от 31.08.2020 № 262 органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным на принятие решения об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, определено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Согласно приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 27.09.2022 №116/о «Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения Республики Татарстан на 2023 год» принято решение об установлении однокомпонентных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории Республики Татарстан на 2023 год.

Однокомпонентный тариф включает в себя стоимость 1 куб.м холодной воды и расходы на подогрев 1 куб.м холодной воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб.м холодной воды до температуры, соответствующей установленным требованиям, и установленного тарифа на тепловую энергию (мощность).

Согласно пункту 93(3) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», расчет количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м холодной воды, определяется в соответствии с нормативом расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306.

Нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, утверждены приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 28.10.2017 № 189/о с разделением по 8 группам благоустроенности.

 

5.К какой информации о регулируемой деятельности обязаны обеспечить свободный доступ организации, осуществляющие холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение?

«Перечень информации, подлежащей свободному доступу в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023г. № 108 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения». Регулируемыми организациями подлежит раскрытию следующая информация:

а) об организации холодного, горячего водоснабжения и водоотведения (общая информация);

б) о тарифах в сфере холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на товары (услуги) организации подлежащих регулированию;

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности);

г) об основных потребительских характеристиках товаров (услуг) организации холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, тарифы на которые подлежат регулированию, и их соответствии установленным требованиям;

д) об инвестиционных программах организации холодного, горячего водоснабжения и водоотведения и отчетах об их исполнении;

е) о наличии (об отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, а также о принятии и рассмотрении заявлений о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения;

ж) об условиях, на которых осуществляется поставка товаров (оказание услуг), тарифы на которые подлежат регулированию, и (или) условиях договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного и горячего водоснабжения, водоотведения;

з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к централизованной системе холодного, горячего водоснабжения и водоотведения;

и) о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров (работ, услуг), необходимых организации холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, для производства товаров (оказания услуг) в сфере холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, тарифы на которые подлежат регулированию;

к) о предложении организации холодного, горячего водоснабжения и водоотведения об установлении тарифов в сфере холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на очередной период регулирования.

Раскрытая организациями информация в разрезе регулируемых услуг размещена на официальном сайте Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в разделе «Раскрытие информации».

Информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к централизованным системам холодного, горячего водоснабжения и водоотведения, раскрывается в том числе путем опубликования ее на официальном сайте организации в сети «Интернет» в обязательном порядке.

 6.Как передаются объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности?

В соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение или пользование возможна только по договорам аренды или по концессионным соглашениям, которые могут быть заключены только на конкурсной основе, в порядке предусмотренном, отраслевым и антимонопольным законодательством.

 Согласно требованиям указанного законодательства органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют в случаях, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях, согласование значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), метода регулирования тарифов, а также плановых значений показателей надежности, качества энергетической эффективности.

  Кроме того, согласно законодательству водоснабжения, водоотведения и Федеральному закону от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» согласование метода регулирования тарифов, значений долгосрочных параметров регулирования и плановых значений  показателей надежности, качества энергетической эффективности осуществляется на стадии подготовки конкурсной документации.

    Порядок согласования органом регулирования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов определен разделами VII, VII (1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.

 7.Могут ли тарифы на водоснабжение и водоотведение для юридических лиц быть отличными от тарифов, установленных для населения?

В соответствии с п.25 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года
 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.

Тарифы на водоснабжение и водоотведение, установленные для населения, могут отличаться от тарифов, установленных для иных потребителей, только на величину НДС (пункт 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации) в случае, если регулируемая организация применяет общую систему налогообложения.

8. Где можно ознакомиться с действующими тарифами в сфере водоснабжения, водоотведения на 2024 год?

Информация по действующим тарифам на 2024 год в сфере водоснабжения, водоотведения размещена на сайте Госкомитета: http://kt.tatarstan.ru/, в разделе «Деятельность» > «Тарифы» > «Тарифы 2024».

9.Критерии отнесения организаций, осуществляющих транспортировку воды и сточных вод, к транзитным организациям»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 г. № 2009 утверждены критерии отнесения организаций, осуществляющих транспортировку воды и сточных вод, к транзитным организациям.

Согласно пункту 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением № 406, тарифы на транспортировку холодной воды и сточных вод организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, не устанавливаются.

Организация признается транзитной только в случае соответствия следующим критериям:

при соответствии одному из критериев:

  • водопроводные (канализационные) сети переданы во владение и пользование по концессионному соглашению;
  • посредством водопроводных (канализационных) сетей обеспечивается транспортировка более 50% объема горячей воды, холодной воды, сточных вод общего объема горячей воды, холодной воды, сточных вод централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
  • осуществляется транспортировка воды насосными станциями (иными сооружениями), предназначенными для подъема холодной воды, которые одновременно используются в целях теплоснабжения или горячего водоснабжения;
  • организация владеет источником комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на территории муниципального образования, в границах которого располагается система холодного водоснабжения, водоотведения;

при соблюдении в совокупности следующих критериев на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов):

  • неразрывная протяженность сетей в зависимости от численности населения в муниципальных образованиях (1 млн. человек и более - не менее 7 км, от 500 тыс. до 1 млн. человек - не менее 3 км, от 250 тыс. до 500 тыс. человек - не менее 1 км, менее 250 тыс. человек - не менее 500 м);
  • срок владения сетями (более 12 месяцев);
  • потребление услуги на собственные нужды (не более 20%);
  • наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы;
  • наличие официального сайта в сети «Интернет».

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

10.Какой перечень документов предусмотрен для обращения организаций в Госкомитет за установлением норматива потерь воды?.

В соответствии с Постановлением КМ РТ от 07.06.2022 N 534  с 01.03.2023 п. 4.4  Постановления от 15.06.2010 КМ РТ № 468 дополнен пп. 4.4.17 следующего содержания: "Устанавливает нормативы потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства". Порядок установления нормативов потерь горячей, питьевой, технической воды утвержден приказом Минстроя
№ 917/пр от 28.10.2022.

 Перечень необходимых документов указан в пункте 36 данного приказа.


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International